Отдых в Японии: Храм Гинкакудзи (Серебряный павильон)
Храм Гинкакудзи состоит из нескольких объектов, главным из которых считается Серебряный павильон: это единственное строение, оставшееся от храмового комплекса того времени. Строение практически полностью покрыто черным лаком, и в ясные лунные ночи - отраженный от здания свет как бы блестит серебром. На территории храма сад мха в стиле «ваби-саби» и уникальный сад песка, олицетворяющий маленький мир, в котором все объекты, будь то камни, кустики или мостики - имеют собственные имена.
Некоторые считают Гинкакудзи (настоящее название Дзисёдзи, английское - "Серебряный павильон") непревзойденным образцом садовой архитектуры; другие полагают подобное мнение преувеличенным. Однако нельзя усомниться в той роли, которую Гинкакудзи сыграл в японской культуре, ибо в его стенах чайная церемония, театр Но, аранжировка цветов и рисунки тушью вышли на новый уровень совершенства.
Храм первоначально являлся горным пристанищем сёгуна Ёсимаса, чье имя памятно в связи с художественным ренессансом, ныне именуемым культурой Хигасияма. Храм сооружен в 1483 году в восточной части Хэйан(Кё) во время правления сёгуна Ёсимаса Асикага. Согласно историческим преданиям, сёгун Асикага Ёсимаса построил Гинкакудзи как отклик на Золотой павильон - великолепное творение его деда, сёгуна Асикага Ёсимицу. Якобы первоначально предполагалось, что стены Серебряного павильона, который тогда назывался Хигасияма-доно (Дворец горы Хигасияма), а также Каннон-дэра (Храм, посвященный богине милосердия Каннон), будут покрыты серебром, подобно тому, как в Золотом павильоне - золотом. Но то ли сёгуну не хватило средств, то ли, увидев, как прекрасно лунный свет играет на деревянном покрытии крыш и стен дворца, он решил отказаться от серебра.
Отблеск луны, отраженный поверхностью озера и дающий неповторимое освещение дворцу и саду, стал доминирующим в восприятии павильона. Более того, создается впечатление, что и в дневные часы павильон излучает серебристое сияние. Трудно понять, в чем причина такого свечения: возможно, этому способствуют раздвижные створки окон, оклеенные белой с голубым отливом бумагой, возможно, причина - в особом способе покрытия крыши, благодаря которому в зависимости от времени суток и освещения она меняет свой оттенок.
Главное, что роднит Золотой и Серебряный павильоны, - это уникальное единение архитектурных построек с окружающей средой.